Маркетплейс (от англ. marketplace) — это платформа для электронной коммерции, которая объединяет продавцов и покупателей различных товаров и услуг. Своего рода онлайн-витрина. Но в отличие от обычного интернет-магазина, где продавцы сами занимаются приемом, сборкой и доставкой товаров, маркетплейсы являются лишь посредниками. При этом право собственности на товар не переходит площадке, она только предоставляет место и инструменты для совершения сделок.
Таким образом продавцы могут расширить свою аудиторию, увеличить продажи и снизить затраты на маркетинг и логистику. Покупателям предоставляется широкий выбор товаров и услуг, низкие цены, удобство поиска и сравнения, а также гарантии качества и безопасности покупок.
Основные виды маркетплейсов
Классификацию можно проводить по разным критериям: тип продукта, модель взаимодействия с продавцами, способы доставки и оплаты и т. д. В этой статье мы остановимся на основных видах и типах.
Общие (или мультитоварные) типы маркетплейсов предлагают широкий ассортимент товаров и услуг из разных категорий и отраслей. Самыми популярными в России в 2023 году стали Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, МегаМаркет, AliExpress.
Их ключевая особенность состоит в том, что такие онлайн-площадки привлекают большое количество покупателей. И все они намерены купить в одном месте различные товары. Однако уровень конкуренции здесь очень высок, есть определенные сложности в контроле качества и сервиса. А также отмечается низкая лояльность к бренду и большая дифференциация аудитории.
Специализированные площадки (нишевые маркетплейсы) концентрируются на продаже конкретных товаров и услуг из разных отраслей: одежда и обувь, аксессуары, техника и электроника, товары для рукоделия и хобби, предоставление услуг. Например, «Леруа Мерлен», «Детский мир», Lamoda, «Леонардо», «Ярмарка Мастеров» и многие другие.
Такой вид маркетплейсов привлекает целевую аудиторию, которая уже заинтересована в покупке конкретных товаров и услуг. Здесь проще выделиться среди конкурентов, т. к. их в разы меньше, но есть сложности в удержании и расширении числа покупателей, высокие требования к товару из-за специфики.
Кроме того, по ассортименту товаров различают:
- Вертикальные модели маркетплейсов. Они предлагают товары из одной категории. Например, «Детский мир» — товары для детей и мам, «Леонардо» — товары для творчества и рукоделия, «Леруа Мерлен» — все для строительства и ремонта.
- Горизонтальные модели, которые используют узкий сегмент товаров. Например, «Ярмарка Мастеров» — изделия ручной работы, Flowwow — цветы, Roomsee — дизайнерская мебель.
- Универсальные (глобальные) площадки. На них можно найти все что угодно: от баночки икры до последней модели телефона, включая одежду, посуду и т. д.
Как выбрать подходящий маркетплейс для работы
Выбор зависит от конкретных целей и потребностей продавца, а также от характеристик и особенностей онлайн-площадки. Но обязательно нужно:
1. Проанализировать целевую аудиторию и заполненность рыночной ниши.
Кто является потенциальным покупателем? Какие у него потребности, предпочтения и интересы? Каким образом предлагаемый продукт закроет их?
Важно определить специфику ниши, конкурентность в ней, перспективы развития и возможности для дальнейшего продвижения.
Отдельного внимания заслуживают нишевые маркетплейсы для сельского хозяйства, которые предлагают товары и услуги, связанные с аграрной отраслью. Здесь можно приобрести семена, удобрения, сельхозтехнику, продукты питания и т. д. Например, маркетплейс VERUM AGRO привлекает еще и тем, что позволяет получать актуальную информацию, поддержку пользователей, совершать выгодные сделки.
2. Изучить правила и требования к продавцам.
Здесь важно понять, что от формы регистрации бизнеса многое зависит. Некоторые площадки работают с учетом только одной бизнес-модели, которая действует на них: C2C (сделки между пользователями), B2B (бизнес для бизнеса), B2C (бизнес для покупателя).
Нужно внимательно изучить вопросы регистрации, особенности настройки аккаунта, загрузки и оптимизации товаров, установки цен и скидок, обработки заказов и возвратов, обслуживания клиентов и т.д. Это поможет выбрать маркетплейс, который подходит продавцу по уровню сложности, затратам и рискам, а также позволит избежать штрафов и санкций в дальнейшем.
Маркетплейс VERUM AGRO ответственно подходит к выбору продавцов для работы на площадке. Прежде чем зарегистрироваться, необходимо пройти процесс верификации юридического лица или индивидуального предпринимателя с предоставлением полного пакета документов. Это гарантирует покупателям безопасность сделок и влияет на репутацию вашего бренда.
3. Сравнить комиссию и условия.
Этот шаг позволит сопоставить уровень доходности, потенциальную выгоду и затраты. Сравнение основных расходов представлено в таблице ниже.
Название МП | Комиссия при продаже, % | Комиссия за услуги (доставка, возврат и т. п.), % | Обработка платежей, % | Прочие платежи и скидки |
Wildberries | 10–60 | 5 | Нет | Ежемесячный платеж за подключение к площадке — 5000 рублей |
Ozon | 2–25 | 3–10 | 2,5 | Скидка 10 % в первые 3 месяца работы |
Яндекс.Маркет | 0,5–15 | 2–10 | 2,5 | Скидка 50 % в первые 3 месяца работы |
МегаМаркет | 5–20 | 3–20 | 2,5 | Скидка 10 % в первые 6 месяцев работы |
Lamoda | 15–60 | 5–15 | 2,5 | Скидка 10 % в первые 3 месяца работы |
VERUM AGRO | 0 | в соответствии с индивидуальными условиями договора между продавцом и покупателем | 0 | 0 |
Как видно из таблицы, комиссии и платежи для продавцов маркетплейсов в России могут сильно различаться в зависимости от площадки, категории товара и типа доставки. Ключевая особенность VERUM AGRO — отсутствие скрытых платежей и комиссий, а также возможность совершать сделки на индивидуальных условиях.
4. Оценить трафик и популярность сайта.
Количество и качество посетителей, конверсия трафика и лояльность, общий рейтинг и отзывы, репутация и доверие играют большую роль в выборе площадки.
На графике видно, что Яндекс Маркет является самым популярным по количеству уникальных посетителей за 2022 год, но уступает Wildberries и Ozon по доле рынка в денежном эквиваленте и по объему заказов. МегаМаркет показывает хорошие результаты несмотря на то, что он запустился относительно недавно.
Тенденции развития маркетплейсов
Маркетплейсы постоянно развиваются и адаптируются к изменениям рынка, потребностям и поведению покупателей, а также технологиям и инновациям. Среди основных векторов развития можно выделить следующие:
• Усиление персонализации и рекомендаций сервисов.
Площадки стремятся предоставлять покупателям более персонализированный и индивидуальный опыт покупки, используя искусственный интеллект, машинное обучение, аналитику данных и другие технологии. Они анализируют поведение, предпочтения и историю покупок клиентов, а также предлагают релевантные и подходящие товары и услуги, скидки и акции. Помогают покупателям сделать выбор, предоставляя отзывы, рейтинги, сравнения, подборки, видео и т.д.
• Рост мобильной аудитории и приложений.
За счет положительной динамики маркетплейсы становятся основным каналом покупки товаров и услуг в интернете. Происходит адаптация сайтов и платформ к мобильным устройствам, улучшается их дизайн, функциональность и скорость. Таким образом, покупателям предлагается более удобный, быстрый и безопасный способ покупки товаров и услуг. А также дополнительные возможности, такие как голосовой и сканирующий поиск, распознавание изображений, виртуальная и дополненная реальность и т. д.
• Развитие технологий доставки и логистики.
Онлайн-площадки для торговли развивают и внедряют новые методы, варианты и условия, которые позволяют ускорить, удешевить и упростить процесс доставки товаров и услуг от продавцов к покупателям.
Доставка товаров VERUM AGRO осуществляется силами и средствами компаний-партнеров. Рассчитать стоимость, сроки и отдельные условия можно прямо на сайте при выборе необходимых товаров.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что маркетплейсы меняют рынок электронной коммерции. Это мощный и перспективный инструмент, который объединяет продавцов и покупателей, создает условия для динамичного развития, повышения конкурентоспособности игроков на рынке и предоставления качественных товаров и услуг.